Преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива у специалистов уже давно не вызывают сомнений. Как известно, природный газ — топливо гораздо более экологичное, чем бензин или дизельное топливо. Помимо экологичности одним из главных достоинств природного газа является его дешевизна. Вместе с тем, несмотря на все плюсы, использование газа в качестве моторного топлива до сих пор не находит в России широкого применения. Вопросы о перспективах развития мирового рынка газомоторного топлива и расширении его использования в РФ обсудили участники III Международной конференции «Газ в моторах-2010», состоявшейся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» 16 сентября.


     Вводные данные
Генеральный директор «Газпром ВНИИГАЗ» Павел Цыбульский в своем докладе остановился на уровне обеспеченности ресурсами природного газа. Со второй половины XX века главным энергоресурсом была нефть, однако последние три десятилетия природный газ в мире используется все шире. Доля газа в топливно-энергетическом балансе России доходит сейчас до 50%. В нашей стране до 60% электростанций работает на газе и только 20% — на угле и мазуте. В то же время за рубежом доля газа при выработке электроэнергии относительно невелика. По мнению П. Цыбульского, повышение КПД генерирующих мощностей дает возможность высвободить значительные объемы газа, которые могут использоваться, в частности, в качестве моторного топлива.


В перспективе одной из важных составляющих энергетической структуры, безусловно, станут возобновляемые источники энергии. Однако оценить, когда это произойдет, сейчас не возьмется никто, отметил П. Цыбульский. Поэтому, по крайней мере, до конца этого столетия традиционный природный газ сохранит приоритетность в энергобалансе, и будет играть все более важную роль, являясь более экологически чистым видом топлива по сравнению с нефтью и углем.
«Обеспеченность ресурсами дает природному газу прекрасные шансы в конкуренции с нефтепродуктами на рынке моторных топлив для транспорта», — заключил глава «Газпром ВНИИГАЗ».
Заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы РФ Василий Зиновьев остановился на законодательных аспектах использования природного газа в качестве моторного топлива.
Он напомнил, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект об использовании альтернативных видов моторного топлива. Законопроект лежит в Госдуме более 5 лет, было подготовлено три его редакции, не получивших однако поддержки Правительства РФ. В этом году было принято решение пересмотреть концепцию законопроекта в связи с принятием федерального закона об энергоэффективности. При разработке законопроекта о моторном топливе решено использовать некоторые положения этого федерального закона.
Вместе с тем, по словам В.Зиновьева, ждать принятия федерального закона вовсе не обязательно. Субъекты РФ внедряют собственные программы по переводу автотранспорта на газомоторное топливо. В частности, в Новгородской области планируется к 2012 году перевести на компримированный природный газ (КПГ) около 3 тыс. единиц автотранспорта, в том числе 1,5 тыс. грузовых автомобилей и 1 тыс. автобусов. С целью стимулирования владельцев автотранспортных средств к использованию газа в качестве топлива региональная ставка транспортного налога снижена в регионе на 50%. Подобные программы реализуются в Нижегородской, Пензенской, Томской, Костромской областях, Ставропольском крае, Чувашии, Татарстане и других регионах.

     Зарубежный опыт
Мировой опыт использования газа в качестве моторного топлива осветил в своем докладе президент Международной газомоторной ассоциации Габриэль Гоцци. Он отметил, что последние пять лет в мире каждый день выпускаются 4 тыс. автомобилей, работающих на КПГ, строятся 8 новых заправочных станций. Выпускаются мотоциклы, легковые, грузовые автомобили, автобусы. И все они находят коммерческое применение. В августе, в частности, индийское подразделение японской Suzuki — Maruti Suzuki — начнет выпуск 5 новых моделей автомобилей, работающих на природном газе.


По прогнозам, к 2020 году на компримированном газе будет работать 65 млн автотранспортных средств. Наиболее развито использование газа в качестве моторного топлива в Пакистане — в этой стране на газе работает 2,3 млн автомобилей. В Аргентине, занимающей второе место, их количество составляет 1,8 млн единиц. В Иране и Бразилии природный газ в качестве топлива используется на 1,665 и 1,632 млн единицах автотехники соответственно.
Генеральный директор Европейской газомоторной ассоциации Манэль Лахе поделился, что одним из лучших примеров использования природного газа в качестве топлива является парк по сборке мусора в Мадриде, который состоит из 650 тракторов, работающих на КПГ. Согласно расчетам, только благодаря этому парку в атмосферу Мадрида за год поступило на 132 тонн меньше оксида азота и на 2,069 тонн — CO2.


Со-руководитель Gazprom Germania Штефан Верман обратил внимание на то, за последние десять лет в Германии количество автомобилей на КПГ росло на 50% в год. В этой стране до 2018 года действует пониженная налоговая ставка на автотранспортные средства, работающие на природном газе. При этом газ, используемый в качестве моторного топлива, стоит в 2 раза дешевле бензина.
Использование газа в качестве моторного топливо развивается и в Восточной Европе. По словам Питера Сайдингера из OMV, в Хорватии в 2008 году на природном газе работало 150 автомобилей, и действовала одна заправочная станция. В 2009 году компания Irisbus Iveco вывела на рынок 60 автобусов на природном газе, скоро на рынок выйдут еще 40 автобусов. В Болгарии для стимулирования использования газа в качестве моторного топлива автотранспорт на газе не облагается налогом.


Как рассказал управляющий по использованию газа на транспортных средствах Чешской газовой ассоциации Павел Новак, в Чехии в 2006 году была принята программа по стимулированию перехода автотранспорта на газомоторное топливо. С января 2007 года в стране действует нулевой налог на автотранспортные средства, работающие на КПГ. До 2013 года государство выделяет субсидии на закупку автобусов на компримированном газе. Так, размер субсидии на закупку одного автобуса составляет 8 тыс. евро. Недавно началась реализация совместного с Польшей проекта «CNG green line» по налаживанию сообщения между двумя странами на автобусах, работающих на газе. С 2007 года в Чехии также заработало такси, в парке которого только автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием, активно развиваются службы аренды машин.



     Российские реалии
По оценкам заместителя начальника управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Евгения Пронина, в мире на автотранспорте используется от 30 до 40 млрд кубометров природного газа. При этом за последние годы этого показатель вырос в 12 раз. В России темпы прироста тоже достаточно внушительные — использование газа в транспорте выросло в 6 раз. Однако объемы газа, направляемого на эти цели, до сих пор очень скромны — порядка 115 млн кубометров. В России более чем на 140 млн жителей приходится около 100 тыс. автомобилей, работающих на природном газе и около 220 газовых заправок. Как отметил советник вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Георгий Мирзоев, количество заправок у нас в стране меньше, чем в Армении.


В этой связи многие участники конференции задавались извечным вопросом: «Что первичней — курица или яйцо?». То есть, нужно ли для развития использования газа на транспорте начинать собственно с широкого производства автомобилей или, в первую очередь, стоит задуматься о расширении сети АГЗС?
По словам, Г. Мирзоева, компания совместно с «Газпромом» еще 5 лет назад задавалась этим же вопросом. Но найти на него ответ они так и не смогли. В итоге «АвтоВАЗ» все-таки решился на разработку легкового автомобиля, работающего на газе. Однако главной задачей было сделать автомобиль, который, как отметил советник, «мог бы плавно вписаться в эту газовую проблему».
В итоге опытный образец «АвтоВАЗа» — Lada Priora — способен работать на двух видах топлива — традиционном бензине и природном газе. Главное его достоинство в том, что выпускаться этот автомобиль может на обычном конвейере, и лишь на самом последнем этапе принимается решение о том, ставить ли в него газобаллонное оборудование. В автомобиле сохранен бензобак прежнего объема и дополнительно могут устанавливаться 2 баллона для компримированного газа объемом по 48 литров. Баллоны будут находиться в нише для запасного колеса, что позволило не производить перепроектирование кузова. При этом проблему отсутствия «запаски», по словам Г. Мирзоева, можно решить несколькими способами. Если автомобиль ориентирован на европейский рынок, в багажник может быть установлена докатка. А для российского рынка достаточно насоса и специальной пасты, с помощью которых автолюбителю предлагается починить проколотую шину.


На природном газе Lada Priora сможет проехать 260–270 км, а при одновременном использовании бензина ее пробег увеличивается до 600 км. Г. Мирзоев выразил надежду, что автомобиль сможет в скором времени выпускаться в промышленном масштабе. «Мы надеемся, что к концу 2011 — началу 2012 года этот автомобиль пойдет с конвейера», — сказал он.
Опыт «КамАЗа» по выпуску техники на природном газе более внушителен. Как рассказал заместитель генерального директора компании Ирек Гумеров, в 2003 году «КамАЗ» совместно с научными организациями разработал двигатель, работающий на природном газе, что позволило освоить производство целого семейства транспортных средств.
И. Гумеров обратил внимание на то, что выбросы у автомобилей производства «КамАЗ» гораздо ниже, чем допускаются нормативами евро-4. При работе двигателя на природном газе практически отсутствует дымность, а шумность на 3–4 децибела ниже, чем у дизельного аналога. Использование метана не только экологично, но и экономически эффективно. Так, газобаллонный самосвал окупается на 2 месяца быстрее дизельного аналога, даже несмотря на более высокую стоимость приобретения. А эксплуатация 1 тысячи газомоторных автомобилей «КамАЗ» позволит в год экономить на топливе 300 млн рублей, подсчитали в компании.
Заместитель исполнительного директора «Объединения автопроизводителей России» Алексей Сереженкин посетовал на то, в России разработана уже не одна конструкция двигателей и автотранспортных средств на природном газе, однако промышленный выпуск такой техники практически отсутствует. В 2009 году в связи с кризисом для поддержки автомобильной отрасли было принято решение выделять средства из федерального бюджета для предоставления субсидий на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. Такие же решения, по его мнению, целесообразно принять и для автотехники на компримированном газе. Целесообразно также освободить автомобили на природном газе от транспортных налогов, а российским производителям предоставлять льготы при промышленном освоении производства техники, использующей природный газ. Активно содействовать развитию этого направления должны и субъекты РФ, в частности, за счет снижения ставок аренды на землю, на которой расположены предприятия, эксплуатирующие технику на компримированном газе.


Евгений Пронин в своем заключительном слове отметил, что природный газ — это топливо не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Помимо метана реальной альтернативы бензину и дизельному топлива нет ни по экологичности, ни по экономической эффективности. «Трудностей много, и нам предстоит их решать вместе», — заметил он. А в ответ на вопрос о курице и яйце сказал: «Я думаю, что первичен все-таки петух».



 
Rambler's Top100   Info-Ярославль  Хостинг от AGAVA  Рейтинг@Mail.ru  Яравтогазсервис     Дизайн и разработка : IVS Webdesign 2010-2015 г. / IVS©     

    +7(905)637-92-70